Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825).

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825).

Портрет императрицы Марии Федоровны (1759-1827) жены Павла I в кавалергардском мундире 1796 г..

Холст, масло. Поступление в 1958 г. из Павловского дворца-музея.

Прекрасный парадный портрет Марии Фёдоровны создан для резиденции Павла I — дворца в Гатчине в год кончины Екатерины II. Затем он был перенесён в кабинет императора в новый загородный дворец Павловск. Мария Фёдоровна, сменив траур по своей великой свекрови, должна была в течение полугода носить очень сдержанный наряд — мундирное платье кавалергарда. Она являлась шефом самого престижного гвардейского полка, в котором служили только родовитые дворяне.

Художник писал этот портрет с натуры. Натурный этюд к нему до сих пор хранится в Павловском дворце. В.Л. Боровиковский — мастер костюмных деталей. Сверкание бриллиантов ордена св. Андрея Первозванного и звезды св. Екатерины, переливы муаровой голубой «андреевской» ленты, тонкость нежных кружев на изгибе выреза платья — всё это исполнено с блеском и достойно восхищения. Фон — небо и розоватые с дымкой облака, тающий контур абриса головы, созданы, будто на одном дыхании — легко и свободно.

Современники называли Марию Фёдоровну — «прекрасная и милостивая». Она завоевала признательность широкой благотворительной деятельностью, и тратила на это большую часть своих доходов. Мария Фёдоровна была талантливой художницей: писала тонкие акварели, занималась камнерезным искусством — создавала прекрасные камеи, одну из которых преподнесла свекрови Екатерине II в день её 60 - летия.

Наклейка на подрамнике картины свидетельствует об интересном событии в истории портрета. В 1905г. «Портрет императрицы Марии Фёдоровны» был на знаменитой Таврической выставке русских исторических портретов в Санкт-Петербурге.