Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958)

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958)

Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной, жены художника. 1909г.

Холст, масло. Поступление в 1958 г. из Тобольского краеведческого музея.

Елизавета Сергеевна Потехина — первая жена Р. Р. Фалька была для него самой терпеливой «натурой», соратником и другом. На память о ней художник оставил несколько портретов с различными формальными воплощениями. Портрет из коллекции нашего музея, пожалуй, с точки зрения новаторских приёмов формотворчества самый выразительный.

Р.Р.Фальк входил в группировку «Бубновый валет». Первая выставка «валетов» была устроена в 1910 году в Москве. Она многих шокировала и откровенно хулиганским названием, и формой подачи, напоминающей балаган. Ни один художник русского авангарда не миновал контактов с этим сообществом. Программу живописцы обозначили так: «насытить живопись дерзостью и силой примитива», ориентироваться на городской изобразительный фольклор, вывески, лубок, расписные подносы, народную игрушку. Главным было пользоваться в полную силу цветом, линией, пластикой. Здесь образцом был французский живописец Поль Сезанн.

Но среди «валетов» Фальк составлял исключение. Он свои опусы называл «лирическим кубизмом».

«Портрет Е.С. Потехиной» представляет реальную женщину так, будто это неодушевлённый предмет. Художник геометризирует моделировку головы, лица, рук. Сопоставляет большие красочные пятна зелёного фона и малинового цвета на жакете, акцентируя их контраст чёрным бантом. Образ тяготеет к определённой суровости, внутреннему драматизму, что выражается обобщённостью формы, цветом, фактурой мазка. Пластический язык живописи подчёркивает не мимолётность настроения, а основательность сути человека, утверждает его незыблемость. Это важно для художника. Сам автор говорил, что человек ему интересен как «особое пластическое явление», а не характер. В этом он видел «новое понятие духовности». Психологизм выражался не через выявление внутренней сути человека, а через внешнее особое формальное решение. Это и было главным — не «ЧТО» я изображаю, а «КАК» я это вижу.